ОРДЕН ЗОЛОТОЙ ЗАРИ — эзотерическая организация, основанная для того, чтобы выработать уникальную систему магических учений и обрядов инициации. Обучение и ритуалы, которые первоначально были созданы О.З.З., — неотъемлемая часть многих эзотерических организаций. В середине 19 в. зародилось Французское Оккультное Возрождение во главе с Элифасом Леви (см.). Леви был первым, кто указал на соответствия между Таро (см.) и каббалой (см.), создав теорию, которая позже станет важной частью учения О.З.З. К идейным источникам О.З.З. правомерно относить масонов (см.), приверженцев спиритуализма (см.), а также сторонников теософии (см.). Спустя несколько лет после основания Теософского общества (созданного в 1875), Блаватская (см.) и Олькотт увлеклись буддизмом. Соответственно, тогда же Теософическое Общество переориентировалось на изучение восточной мудрости. Блаватская предпочла тайным учителям Запада учителей Востока: Кут Хуми, Мория и Дэвал Кхул. Появилась потребность в группе, которая бы изучала западную эзотерическую традицию.
Важной фигурой, которая повлияла на создание О.З.З., была А.Кингсфорд. Вместе с Э.Мейтлендом, она реанимировала идею эзотерического христианства: они назвали свою деятельность "христианской работой", в рамках которой они исследовали Библию в терминах эзотерического символизма, каббалы, мифологии Египта, Греции и Рима. В 1885 они основали Герметическое Общество, которое привлекло людей подобных МакГрегору Мазерсу (см.) и У.Уэсткотту (см.), впоследствии и основавших О.З.З. В 1888 основатели О.З.З. полагали, что Орден должен стать хранителем Западной Эзотерической Традиции — в целости и сохранности донести ее знание до будущих поколений, одновременно занимаясь подготовкой и обучением тех индивидуумов, которые призваны к инициации посредством мистерий.
Первым создателем О.З.З. был У.Уэсткотт. Его сподвижниками стали У.Вудман (см.) и С.Л.МакГрегор Мазерс (см.). Согласно преданиям О.З.З., ритуалы и лекции Ордена основаны на шифрованном манускрипте. Согласно Уэсткотту, приблизительно шестьдесят страниц рукописи, написанных шифром, были даны ему в 1887 преподобным А.Ф.А.Вудфордом, пожилым масоном, который, как утверждалось, получил рукопись от "дилера". Рукопись, которая, оказалась весьма старой, была быстро расшифрована Уэсткоттом с помощью шифра, найденного в книге "Полиграфия" аббата Иоанна Тритемия. Документ содержал ритуальные основы оккультного Ордена. Уэсткотт детализировал их, преобразовав в полные ритуалы, вполне годившиеся для работы. Вскоре после того, как ритуалы степеней от Неофита до Философа были закончены, Уэсткотт попросил Мазерса и Вудмана присоединиться к нему в качестве руководителей его нового Ордена — О.З.З. К манускрипту прилагалось письмо, содержащее верительные грамоты и адрес женщины в Германии по имени фрау Шпренгель ("мудрец, управляемый звездами"). Согласно Уэсткотту, он написал фрау Шпренгель и получил информацию, что она была адептом оккультного Ордена (Золотая Заря). Она, якобы, уполномочила Уэсткотта через ряд писем открыть новый храм в Англии и дала ему разрешение подписывать ее именем любой необходимый документ. И весной 1888 Уэсткотт создал учредительную Хартию для Третьего Храма Исиды-Урании Герметического О.З.З. в Лондоне. К концу 1888 Храм Исиды-Урании в Лондоне насчитывал девять женщин и двадцать трех мужчин. В том же самом году были учреждены еще два храма. Это были Храм Осириса № 4 в Уэстон-Сьюпер-Мэр, и Храм Гора № 5 в Брэдфорде. Храм Амона — Ра № 6 в Эдинбурге, Шотландия, был основан в 1893. Храм Осириса был активен вплоть до 1895, а Храм Гора в Брэдфорде действовал до 1900.
В 1888—1891 О.З.З. был прежде всего теоретической школой, которая выполнила церемонии инициирования Внешнего Ордена и преподавала своим членам основы Каббалы, астрологии, алхимической символики, геомантии и Таро, но никакой практической магии, кроме Малого Изгоняющего ритуала Пентаграммы. К концу 1891 в Храме Исиды-Урании было уже больше восьмидесяти инициированных членов. В декабре 1891 Вудман умер, и на его место никто не был избран. Примерно в это время Мазерс закончил ритуал "5=6" для степени Младшего Адепта, первой степени Второго или Внутреннего Ордена Ordo Roseae Rubeae и Aureae Crucis, также называемого "R.R." и "A.C.", или "Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста". С созданием функционирующего Второго Ордена Мазерс реструктурировал О.З.З. и стал его главным Руководителем. Ритуал "5=6" был основан на легенде о Христиане Розенкрейце (или C.R.C.) и случайном открытии его склепа спустя 120 лет после его смерти.
История, согласно трактату 17 в. "Fama Fraternitatis", была следующей: великий духовный учитель и основатель Розенкрейцерского братства Христиан Розенкрейц умер и был тайно погребен. Годы спустя члены Ордена случайно наткнулись на могилу, которая была скрыта под каменной кладкой. Могила была семиугольной комнатой, на стенах которой были начертаны сложные символы. Каждая стена могилы была высотой восемь и шириной пять футов. В центре комнаты находился круглый алтарь на саркофаге, в котором лежало совершенно неповрежденное тело C.R.C. Для ритуала "5=6" Мазерс и его жена, Мойна, создали сложную модель могилы в полный размер, известную как Скиния Адептов, что демонстрировало влиятельный розенкрейцерский элемент, который существовал во Внутреннем О.З.З. Так как соответствующий трактат не слишком детально обрисовывал символику места, Мазерсы были вынуждены руководствоваться собственным творческим потенциалом, чтобы создать внушительную обстановку. (Свидетели упоминают мощное психическое воздействие Скинии Адептов.) Допуск к секретному Второму О.З.З. можно было получить как по приглашению, так и по итогам экзамена. Второй Орден также вел обширную работу. Первый О.З.З. был, в основном, теоретическим, Второй Орден R.R. и A.C. был тем местом, где магическая теория стремилась претворяться в жизнь. От членов требовалось создать и освятить несколько магических инструментов. Мазерс также разработал учебный план и сессию из восьми экзаменов, которые вели к подстепени Младший Адепт-Теоретик. Немногие члены имели время или стойкость, чтобы пройти все степени и все восемь экзаменов. Те же, кто выдержал испытания, утверждали, что получили полное образование почти по каждому аспекту западной магии Герметика. Весной 1892 Мазерсы переехали в Париж, где создали Храм Ахатор № 7. Доктор Уэсткотт стал руководителем Ордена в Англии. Переписываясь с Мазерсом, он получал дополнительный материал для все время расширяющегося учебного плана Второго Ордена. Этот Орден действовал до 1892—1896. В это время были учреждены три американских храма: Храм Тхема № 8 в Бостоне, Храм Фемиды № 9 в Филадельфии и Храм Тота-Гермеса № 10 в Чикаго.
Неприятности в О.З.З. начались в 1895, когда стали ухудшаться отношения Мазерса с А.Хорниман, которая его финансировала. Давний член Ордена, Хорниман была дочерью богатого импортера чая. Она состояла в близкой дружбе с Мойной Мазерс, с которой вместе посещала художественную школу. После отъезда Мазерсов в Париж, Хорниман высылала им из Англии щедрые субсидии. Она ожидала, что Мазерс посвятит все свое время работе Ордена. Но вместо этого он все более и более увлекался политическими проблемами. Весной 1896 разногласия между Хорниман и Мазерсом по поводу политики переросли в кризис. Мазерс обвинил Хорниман в попытке подорвать его положение в Ордене, а она в ответ прекратила ему оказывать финансовую поддержку. Осенью 1896 Мазерс послал каждому из членов О.З.З. копию манифеста, в котором требовал полного повиновение ему во всех делах связанных с Первым и Вторым Орденом. Все, кроме Хорниман, подчинились этому требованию. Мазерс быстро исключил ее из Ордена, что поразило многих его членов и только усилило их недовольство. Другая проблема возникла в марте 1897, когда английским властям стало известно о связи коронера /следователя по расследованию убийств. — Ред./ Уэсткотта с О.З.З. Уэсткотт ушел со всех постов в О.З.З., R.R. и A.C. Во главе лондонского отделения О.З.З. встала известная театральная актриса Ф.Фарр. Второй Орден в Лондоне начал приходить в упадок. Главный кризис в О.З.З. возник в феврале 1900. Мазерс управлял О.З.З. на расстоянии и становился все более и более недоступен для английских храмов. Фарр в своем письме к Мазерсу предложила распустить лондонский Храм. Мазерс заподозрил, что это было частью плана по устранению его от руководства и возвращению Уэсткотта в качестве главы Ордена. Мазерс сообщил Фарр, что письма от фрау Шпренгель на самом деле были подделаны Уэсткоттом. Это сообщение поколебало доверие лондонских членов О.З.З. (Уэсткотт отказался дать какие бы то ни было объяснения или защищать себя от обвинений Мазерса.) Одновременно А.Кроули (см.), который состоял в О.З.З. около года, в декабре 1899 стал претендовать на посвящение во Второй Орден. Однако Фарр, наряду с некоторыми лондонскими членами, считала репутацию Кроули сомнительной и поэтому отказала ему в посвящении. Кроули немедленно отправился в Париж и там был введен Мазерсом во Второй Орден. Это не понравилось адептам в Лондоне, которые отказались признать инициирование Кроули. Разразился конфликт. Члены Второго Ордена в Лондоне сформировали комитет, чтобы расследовать утверждения о мошеннической подделке писем. В апреле 1900 Мазерс объявил комитет Второго Ордена распущенным. Он послал Кроули в Лондон в качестве своего эмиссара, чтобы овладеть частными помещениями Второго Ордена и его имуществом. Этому плану помешали усилия У.Б.Йейтса (см.) и некоторых других лондонских адептов, которые быстро исключили из Золотой Зари и Мазерса, и Кроули. Йейтс взял управление О.З.З. на себя и стал именоваться императором Храма Исиды-Урании. Комитет попытался перестроить О.З.З. на более демократичной основе. Но результатом стал лишь еще больший беспорядок. Йейтс ушел со своего поста в феврале 1901. Первоначальный О.З.З. начал раскалываться на отдельные группы. Фарр ушла из О.З.З., который изменил свое название на Герметическое Общество Утренней Зари. Часть посвященных сохранила верность Мазерсу и сформировала Орден Альфы и Омеги (A.O.). В 1903 ересь возникла и в этом Ордене. Остаток первоначального Храма Исиды-Урании возглавил А.Э.Уэйт (см.). Многие из оставшихся членов О.З.З. примкнули к группе Уэйта. Однако Уэйт не интересовался магией. Более по вкусу ему была мистика. В своем новом Ордене — Независимом и Исправленном Ордене R.R. и A.C. (Независимом и Исправленном обряде), Уэйт основное внимание акцентировал не на ритуальной магии, а на предпочтительном для него мистическом пути. Те члены Ордена, которых больше увлекала магия, сформировали Орден Утренней Звезды.
В дополнение к парижскому храму, сторонники Мазерса учредили храмы A.O. в Лондоне (1900, 1913, 1919) и Эдинбурге (1912). Возникла также смешанная группа, известная как Храм Кромлеха (1913), который был создан объединенными усилиями эдинбургского Храма A.O. и некоторых англиканских священнослужителей. Некоторые люди, первоначально введенные в A.O., позднее учредили новые магические группы. Д.Форчун, изучавшая психологию, оставила Орден в 1922, чтобы сформировать Братство Внутреннего Света. П.Ф.Кейс (см.) продолжил работу, создав свою собственную организацию Builders of the Adytum (B.O.T.A. — Строители Святая Святых). В 1930-х в структурах О.З.З. появился И.Регарди, с 1928 по 1930 бывший секретарем Кроули. В 1932 Регарди написал книгу по магии "Древо Жизни", а ранее опубликовал труд по учению каббалы — "Сад Гранатов". Регарди присоединился к Храму Гермеса Утренней Звезды в 1933 и стал Адептом в 1934. В 1937 Регарди принял решение издать большую часть лекций и ритуалов О.З.З. в своей книге "Золотая Заря", сохранив, таким образом, знание, чтобы оно не было потеряно навсегда. См. также Розенкрейцеры.